Сложная ситуация с работой?
Вопросы о построении карьеры?
Спросите совета эксперта
Спросить бесплатно

Правильное составление резюме: как оценить и повысить качество резюме?

Правильное составление резюме: как оценить и повысить качество резюме?

Правильное составление резюме: как оценить и повысить качество резюме?

Отправляя резюме на подходящую вакансию, опытный соискатель думает о том, кто, в каких условиях и как долго будет работать с ним. Правильное составление резюме приближает резюме по форме и содержанию к потребностям его «читателей». Его становится удобно и интересно читать и сотруднику отдела персонала, и функциональному руководителю.

В зависимости от количества собеседований внутри компании, ваше резюме попадет в руки от двух до 4-5 ее сотрудников. Эти сотрудники находятся на разных уровнях в иерархии организации. Резюме начнет свое путешествие с секретаря или рядового сотрудника отдела персонала. И завершит его, — в случае успеха, —  в руках руководителя отдела. А может быть, даже попадет к генеральному директору. 

Правильное составление резюме – ключ к приглашению на собеседование. Главная его функция в том, чтобы вас не «отбраковали» на первом этапе отбора вместе с десятками других кандидатов, не совсем подходящих по опыту или другим формальным требованиям компании.

Правильное составление резюме приближает его как по форме, так и по содержанию, к ожиданиям всех участников отбора. При общей оценке качества резюме стоит обратить внимание на три параметра. Это его краткость и ясность, полнота информации и совпадение  квалификаций, опыта и навыков  в резюме с формальными требованиями вакансии.

 

«КРАТКОСТЬ — СЕСТРА ТАЛАНТА»

Краткость резюме позволяет его «потребителю» быстро и легко охватить информацию, представленную в нем. Правильное составление резюме помогает уместить этот документ на одной странице. Один из самых профессиональных людей, которых я встречала в своей жизни (он занимал позицию генерального директора российского отделения Johnson & Johnson Consumer несколько лет назад), имел резюме, занимавшее лишь 2\3 страницы А4. Такая потрясающая краткость не вредила общему впечатлению от его резюме. Обобщенные в нем квалификации и достижения были весомы и впечатляли.

Если в вашем послужном списке масса достижений, и вы хотите донести все их до потенциального работодателя,  остановитесь на секунду. Прежде чем делать это, рекомендую вам несколько раз задать себе вопрос: «Что в моем опыте (образовании, навыках) главное для этой вакансии?» И оставить только главное. Правильное резюме не содержит избыточной информации.

Случается, что даже после удаления второстепенной информации ваше идеальное резюме не умещается на одной странице, и вы принимаете решение использовать две. Это не страшно. А вот если оно растянулось на три страницы или более, рекомендую еще раз внимательно проработать его. Просмотреть (по разделам), каждый раз задавая себе тот же вопрос: «Что в моем опыте (образовании, навыках) главное для этой вакансии?»

Избегайте отправки резюме, занимающих более 2 страниц. Сотрудники отделов кадров крупных компаний, а также руководители их подразделений получают в среднем 95 откликов с резюме на одну вакансию (по данным hh.ru за 2016 г.). Решение о приглашении на интервью часто принимается после краткого ознакомления с резюме в течение от 30 секунд до 3-4 минут. Дайте шанс работодателям увидеть все самое главное в вас за эти секунды или минуты — отправляйте правильное резюме.

Пример эффективного резюме можно загрузить здесь.

 

БУДЬТЕ ПОНЯТНЫ ЧИТАТЕЛЮ И ТОЧНЫ

Добившись краткости, оцените ясность изложения информации в вашем резюме. Цель в том, чтобы читателю не приходилось интерпретировать информацию, представленную в нем.  А также задавать уточняющие вопросы на собеседовании. Для этого необходимо указывать в резюме конкретные факты, избегать оценочных категорий. 

Например, указав в строке образование «высшее», лучше указать точное название ВУЗа и факультет \ специализацию как в дипломе. Указывая опыт работы необходимо упоминать официальное название предприятия. Если название предприятия неизвестно в профессиональном сообществе, т.к. фирма небольшая и действует в отдельном городе или регионе, можно сориентировать по масштабам и сфере его деятельности, например: «ООО «Светлячок», сеть из 12 розничных магазинов в городе Саратов» или «ИП Милюков, интернет-магазин «Товары для животных» с годовым оборотом 25 млн. руб.».

Чтобы потенциальный наниматель мог легко понять сроки вашей работы и обучения, принято указывать опыт работы и обучения в обратном и хронологическом порядке. Начинают обычно с последнего места работы и с первого образовательного учреждения. Даты необходимо указывать с точностью до месяца. Неприемлемо использование в резюме вводных слов (приблизительно, вероятно) и т.д.

 

ИЗБЕГАЙТЕ «ЧЕРНЫХ ДЫР» В БИОГРАФИИ

Полнота информации в правильном резюме относится к хронологии событий профессиональной биографии. Правильное составление резюме избавляет от «пробелов» в трудовой биографии. Если у сотрудника были перерывы в работе, лучше их указать и пояснить в резюме. Иначе на собеседовании интервьюер будет тратить драгоценное время не на разговор о ваших достижениях, а на прояснение этих «черных дыр». 

Я до сих пор помню кандидатку, которую я собеседовала два года назад. Формальные квалификации и опыт девушки полностью соответствовали должности в торговом маркетинге, на которую она претендовала. Ее внешность, стиль одежды и манера общения также показались мне приятными. Однако в резюме имелись три перерыва в работе (по нескольку месяцев каждый), которые были замаскированы и не объяснялись. Моей обязанностью было прояснить эти моменты.

На мои последовательные вопросы о том, чем кандидатка занималась в каждый из этих периодов, она отвечала после продолжительных пауз. Она явно размышляла над ответом прямо на месте. Пояснения ее звучали странно и сводились к тому, что каждый раз в ее жизни происходило нечто неожиданное, что влекло за собой отъезд в родной город к родителям на несколько месяцев. Длинные паузы и невнятные объяснения разрушили положительное впечатление. Улетучилось доверие и взаимопонимание, сложившееся между нами за первые 10 минут беседы. 

Честно указав периоды перерывов в работе (учебе) в вашем резюме и обозначив, что вы делали в это время, вы сможете избежать таких ситуаций. Сами по себе перерывы в работе или учебе не являются негативными. Важнее то, как именно они объяснены. Можно указать нейтральные формулировки («поиск работы», «не работал по личным обстоятельствам») или нейтрально-положительные («переподготовка на курсах повышения квалификации»).

В случае указания личных или семейных обстоятельств в качестве причины перерыва в работе, на собеседовании вам придется комментировать, что это были за обстоятельства. Не зададут вопросов о личных (семейных) обстоятельствах только в компаниях,  где есть официальный кодекс делового поведения, и он такие вопросы к соискателю запрещает.

Указав полную информацию в резюме, вы обеспечите себе два больших преимущества. Во-первых, интервьюер может не затронуть чувствительную для вас тему. Ведь он уже видит объяснение в резюме. Во-вторых, даже если дополнительные вопросы о перерывах в трудовом и учебном стаже будут заданы, ответ дастся значительно легче. Нужно будет всего лишь придерживаться информации, представленной в резюме.

 

ПРОВЕРЬТЕ РЕЗЮМЕ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ

Правильное составление резюме предполагает и третий важный момент. Это — совпадение указанного в нем опыта, образования и навыков с формальными требованиями, которые компания предъявляет к кандидату. Чтобы понять, есть ли такое совпадение, достаточно распечатать текст понравившейся вам вакансии и сопоставить его с текстом резюме. Сколько из требований к кандидату в объявлении совпадают с вашими квалификациями (образованием, опытом)? Например, если в тексте вакансии указано требование «от пяти лет руководящей работы», а ваше резюме содержит строки о работе в течение 3-х лет в ООО «Светлячок» и 2-х лет в ООО «Детский Мир» на должности управляющего магазином – это совпадение. Или: текст вакансии говорит, что требуются продвинутые навыки работы с Excel, а в вашем резюме приведена информация, что в 2011 году вы посещали курсы Excel при МГТУ им. Баумана. Это — тоже совпадение.

Чем больше совпадений фактов из резюме с текстом вакансии, тем выше шанс, что именно вас пригласят на интервью. Если совпадений мало, вы можете попытаться увеличить их число, отредактировав резюме под требования конкретной вакансии. Например, если вакансия требует «первичных навыков управления проектами», а вы выпускник ВУЗа без опыта, подумайте какие проекты из вашей университетской учебы, стажировок или волонтерской деятельности вы могли бы указать в резюме, чтобы подчеркнуть наличие пусть небольшого, но успешного опыта проектной работы.

Или: работодатель ищет бренд-менеджера с опытом самостоятельного управления торговой маркой, а вы ассистент бренд-менеджера, но уже некоторое время отвечаете за небольшой бренд или временно замещали бренд-менеджера в связи с его болезнью? Этот факт обязательно надо обозначить в резюме.

Итак, в этой статье разобрали правильное составление резюме, его основополагающие правила. Они просты: ясность и краткость, полнота информации и совпадение с формальными требованиями вакантной должности.

Мы надеемся, что рекомендации, сформулированные нами, помогут вам оценить качество вашего резюме по каждому из этих критериев и улучшить его, если это необходимо. Образец правильного резюме на русском языке Вы можете загрузить по ссылке: Получить пример идеального резюме на русском.

"Текст статьи является авторским текстом, при перепечатке всего текста или фрагмента статьи ссылки на сайт idealresume.ru обязательны."

Здравствуйте!

Полезная статья?

Правильное составление резюме: как оценить и повысить качество резюме?

Правильное составление резюме: как оценить и повысить качество резюме?

Рекомендуем прочесть

3 проверенных способа объяснить причины смены работы

Причины смены работы – как их объяснить на собеседовании? Вопрос «Почему Вы меняете работу?» возглавляет рейтинг самых неприятных вопросов на…

Подробнее

Когда стоит посылать резюме на английском языке?

Кандидаты со знанием английского языка неизменно в дефиците на рынке труда. Они могут претендовать на более высокую зарплату. Портал SuperJob.ru…

Подробнее

Вопросы и ответы на собеседовании: рассказывать ли о хобби и личном

Порой, когда собеседуешь кандидатов, вспоминается детский стих: "Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота..." Соискатели охотно отвечают на…

Подробнее

Зачем просят сопроводительное письмо к отклику на вакансию?

Если вы пользуетесь сайтами поиска работы, то знаете, что каждая десятая компания просит включить в отклик на вакансию не только…

Подробнее

Заказать резюме

Имя*
Телефон*
Электронная почта*
К заявке можно прикрепить Ваше прежнее резюме, если оно у Вас есть
Обзор
Нажимая на кнопку "Заказать" вы соглашаетесь на обработку персональных данных, а также с условиями договора-оферты

Индивидуальная консультация

Телефон*
Имя
Электронная почта*
Кратко опишите ситуацию, которая требует консультации с экспертом
Сформулируйте ваши ожидания: что изменится после консультации с экспертом?
Предпочтительный способ связи:
Прикрепить файл
Обзор
Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку персональных данных, а также с условиями договора-оферты

Мотивационное письмо

Телефон*
Имя
Электронная почта*
Название вакансии, на которую Вы претендуете*
Почему вы хотите работать именно на такой должности?*
(Укажите не менее 3-х причин)
Пример объявления об искомой или похожей вакансии*
Предпочтительный способ связи:
К заявке Вы можете прикрепить прежнее письмо или свое резюме
Обзор
Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку персональных данных, а также с условиями договора-оферты

Идеальное резюме

Телефон*
Имя
Электронная почта*
Вакансия, на которую вы претендуете*
Сформулируйте суть изменений
Предпочтительный способ связи:
Загрузка резюме
Обзор
Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку персональных данных, а также с условиями договора-оферты

Корректировка мотивационного письма

Телефон*
Имя
Электронная почта*
Вакансия, на которую вы претендуете*
Сформулируйте суть изменений
Предпочтительный способ связи:
Загрузка письма
Обзор
Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку персональных данных, а также с условиями договора-оферты

консультация с экспертом

Представьтесь:
Номер телефона:
Введите Email для ответа:
Ваш вопрос:
Нажимая на кнопку "Задать вопрос" вы соглашаетесь на обработку персональных данных, а также с условиями договора-оферты
Представьтесь:
Введите номер телефона:
Введите Email для ответа:
Ваш вопрос
Нажимая на кнопку "Задать вопрос" вы соглашаетесь на обработку персональных данных, а также с условиями договора-оферты

Оставьте отзыв

Имя
Должность
Почта
Оказываемая услуга
Фото
Обзор
Отзыв
Нажимая на кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку персональных данных, а также с условиями договора-оферты


Спасибо за отправку анкеты! Мы получили Вашу заявку.

Спасибо за отправку резюме! Мы получили Вашу заявку.

Спасибо за Ваш отзыв. Каждый раз мы стараемся сделать наш сервис лучше. После модерации мы разместим отзыв на сайте

Спасибо, Ваш вопрос успешно отправлен. В течение 24 часов эксперт ответит Вам на указанный Email адрес

Спасибо! Мы получили Вашу заявку. Оплатите услугу удобным для Вас способом, чтобы мы начали выполнять заказ.

Промокод успешно активирован
Вы получаете скидку 7 %

Извините, скидка по промокоду временно не работает
Попробуйте ввести промокод позже

Промокод введен неверно

Имя*
Пароль*
Нажимая на кнопку "Скачать" вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Спасибо Вам за подписку!